В РФ с 1 сентября стартовал второй этап обязательной цифровой маркировки молочной продукции: требования маркировки теперь распространяются на молочные продукты со сроком хранения более 40 суток.
Цифровая маркировка молочной продукции в добровольном режиме началась 20 января этого года. Обязательная маркировка вводится в несколько этапов: с 1 июня вступили в силу требования по обязательной маркировке сыров и мороженого, с 1 сентября - молочной продукции со сроком годности более 40 суток, с 1 декабря - продукции со сроком годности 40 суток и менее. Производители должны будут наносить на упаковку коды Data Matrix - на своих линиях или в типографиях.
Также с 1 декабря 2021 года обязательным станет вывод товаров из оборота на кассе, с 1 сентября 2022 - объемно-сортовой учет. Для фермеров, которые будут продавать продукцию напрямую или через розницу, маркировка станет обязательной с 1 декабря 2022 года. Поэкземплярный учет молочной продукции вводится с 1 декабря 2023 года.
По данным ЦРПТ, оператора системы маркировки, регистрацию и учет продукции в системе прошли более 90% производителей молочной продукции сроком хранения от 40 суток.
"С 20 января, когда началась регистрация участников оборота в системе маркировки, к "Честному знаку" (система маркировки - ИФ) присоединилось 92% производителей, выпускающих продукцию со сроком годности более 40 дней. Они готовы выпускать товары с кодами маркировки. На сегодняшний день полностью готовы 64 типографии, их мощности покрывают потребности отрасли", - сказал заместитель генерального директора оператора Реваз Юсупов (его слова процитированы в сообщении ЦРПТ).
По данным компании, готовность к маркировке подтвердили как крупные, так и небольшие производители.
Так, завершил подготовку к маркировке крупнейший в РФ производитель сырого молока "ЭкоНива", который в последние годы активно развивает направление переработки. "Площадки Аннинского молочного завода и "Мосмедыньагропром", входящие в группу "ЭкоНива", с 1 сентября начнут маркировать продукцию со сроком годности более 40 дней средствами идентификации "Честный знак" в полном объеме. В настоящее время завершается отладка технических и IT-решений для корректного нанесения и ввода в эксплуатацию кодов маркировки. Основным способом нанесения компания выбрала заказ упаковки с "Честным знаком" в типографии", - сообщила руководитель GR-службы группы "Эконива" Любовь Аксенова (ее цитирует пресс-служба ЦРПТ). Под требования обязательной маркировки подпадают ультрапастеризованное молоко, сливки и сливочное масло производства "ЭкоНивы". "Они выпускаются на двух площадках группы в Калужской и Воронежской областях. Изменения затронули четыре высокоскоростные линии", - отметила Аксенова.
ГК "Молвест" (ТМ "Вкуснотеево") ранее в августе сообщила, что заканчивает подготовку ко второму этапу маркировки. Специальное оборудование для нанесения штрихкодов Data Matrix было установлено на восьми производственных линиях. "В период подготовки ко второму этапу маркировки были некоторые сложности: типографии, с которыми мы сотрудничаем, не готовы к печати кодов на упаковке, поэтому мы вынуждены были инвестировать в принтеры и другое оборудование для нанесения кодов непосредственно на производственных линиях. Мы дополнительно наняли и обучили более 25 человек для работы на этом оборудовании и его обслуживании. Из-за большого спроса и сложностей с комплектующими подрядчики оборудования по нанесению кодов задержали его поставку. Однако все проблемы решены, и наши предприятия с этой недели уже выпускают маркированную продукцию", - говорил генеральный директор ГК "Молвест" Анатолий Лосев.
Оператором системы маркировки в России является ЦРПТ - это совместный проект USM Алишера Усманова ("ЮэСэМ Технологии", 50%), ГК "Ростех" (концерн "Автоматика", 25%) и "Элвис-Плюс групп" Александра Галицкого (25%). В 2019 году правительство утвердило соглашение о ГЧП в маркировке и назначило частным партнером "Оператора-ЦРПТ". Соглашение с компанией было подписано на 15-летний срок. За это время ее инвестиции в проект составят 220 млрд рублей. Доходная часть финансовой модели ГЧП формируется за счет взимания платы за формирование кода маркировки и услугу прослеживания - 50 копеек за код (без учета НДС).