Комплексные санитарно-экологические услуги
Бесплатный звонок по России
Главная \ Новости \ Принципы госконтроля-2021: фундамент новой системы контрольно-надзорной деятельности
« Назад

Принципы госконтроля-2021: фундамент новой системы контрольно-надзорной деятельности 08.07.2021 17:41

Одним из ключевых положений указанного закона является систематизация и закрепление на законодательном уровне единой системы принципов государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Речь идет об основополагающих началах, правилах, которыми должны руководствоваться все субъекты системы госконтроля. Они имеют универсальный, общий и обязательный характер и распространяются на контрольно-надзорную работу, включая организацию ее проведения.

 

Новая система принципов госконтроля

Принципам государственного контроля (надзора), муниципального контроля посвящена отдельная глава закона, состоящая из 8 статей, каждая из которых закрепляет один из принципов.

Суть принципов и их краткое содержание отражены в таблице:

Принцип

Суть принципа

Содержание принципа

Норма права

Законность и обоснованность Действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными Принцип предполагает:

 

  • осуществление деятельности по организации и осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Законом № 248-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными, региональными и муниципальными актами;
  • проведение контрольных (надзорных) мероприятий, совершение контрольных (надзорных) действий, принятие решений по результатам контрольных мероприятий, оценку их исполнения в пределах компетенции контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц;
  • объективность решений контрольного (надзорного) органа, действий его должностных лиц и их подтверждение фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию;
  • запрет на необоснованное принятие решений контрольным (надзорным) органом и совершение необоснованных действий (бездействия) должностными лицами при организации и осуществлении контроля (надзора)
ст. 7 Закона № 248-ФЗ
Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований Госконтроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от их нарушений Предусмотрен приоритет проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий ст. 8 Закона № 248-ФЗ
Соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц Выбираемые профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия, применяемые меры по пресечению или устранению нарушений обязательных требований должны быть соразмерны характеру нарушений, вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям.

 

Госконтроль (надзор), муниципальный контроль должны ограничиваться только теми мероприятиями и действиями, которые необходимы для обеспечения соблюдения обязательных требований

Установлен запрет на причинение неправомерного вреда (ущерба) контролируемым лицам, их представителям, либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении, либо их деловой репутации при организации и осуществлении контроля (надзора)

 

 

 

 

ст. 9 Закона № 248-ФЗ
Охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц При организации и осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля контрольный (надзорный) орган обязан признавать, соблюдать и защищать права и свободы контролируемых и иных лиц Прописаны:

 

  • обязанность должностных лиц контрольного (надзорного) органа при проведении контрольных (надзорных) мероприятий разъяснять контролируемому лицу, его представителю их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав;
  • возможность обжалования контролируемым лицом или его представителем решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) должностных лиц;
  • запрет на принятие решений и совершение действий (бездействия), унижающих достоинство личности либо умаляющих деловую репутацию организации или ИП
ст. 10 Закона № 248-ФЗ
Недопустимость злоупотребления правом Не допускается злоупотребление правом как со стороны контролирующих (надзорных) органов, так и со стороны контролируемых лиц, граждан и организаций

 

 

 

Закреплены:

 

  • запрет на использование контрольными (надзорными) органами и их должностными лицами полномочий в целях воспрепятствования законной деятельности контролируемых лиц, необоснованного увеличения сроков осуществления контроля (надзора);
  • недопустимость использования контролируемыми лицами установленных прав и гарантий в целях воспрепятствования осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля;
  • запрет на злоупотребление гражданами и организациями правом на обращение в контрольные (надзорные) органы в целях направления обращений, содержащих заведомо недостоверную информацию о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований
ст. 11 Закона № 248-ФЗ
Соблюдение охраняемой законом тайны Информация, составляющая коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну и полученная должностными лицами контрольного (надзорного) органа при осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами Предусмотрены:

 

  • применение ответственности к должностным лицам контрольного (надзорного) органа за разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
  • необходимость возмещения вреда (ущерба), причиненного контролируемому или иному лицу в результате разглашения охраняемой законом тайны;
  • исключение из перечня сведений, относящихся к охраняемой законом тайне, сведений о нарушениях обязательных требований;
  • недопустимость представления контрольным (надзорным) органом по запросам третьих лиц информации, ставшей известной в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, актов контрольных (надзорных) мероприятий, а также выданных по их итогам предписаний, если в ходе таких мероприятий не было выявлено нарушений обязательных требований или если не затронуты права обратившегося в контрольный (надзорный) орган лица
ст. 12 Закона № 248-ФЗ
Открытость и доступность информации об организации и осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля Деятельность контрольного (надзорного) органа по организации и осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля является открытой, за исключением некоторых случаев Установлены:

 

  • необходимость обеспечения контрольным (надзорным) органом открытости и доступности для контролируемых и иных лиц сведений, установленных федеральным законом;
  • возможность ограничения доступа к информации о деятельности контрольного (надзорного) органа в целях обеспечения прав, законных интересов и безопасности контролируемых и иных лиц, защиты их чести, достоинства, деловой репутации;
  • недопустимость сокрытия информации, касающейся причинения вреда здоровью и угрозы жизни людей
ст. 13 Закона № 248-ФЗ
Оперативность при осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля При осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля контрольные (надзорные) мероприятия проводятся оперативно Предусмотрены:

 

  • допустимость продления срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия только в установленных случаях и пределах;
  • учет при определении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия таких обстоятельств, как достаточность и эффективность контрольных (надзорных) действий, минимизация взаимодействия должностных лиц с контролируемыми;
  • учет при определении срока исполнения контролируемым лицом решения контрольного (надзорного) органа таких обстоятельств, как характер нарушений обязательных требований, степень и размер потенциального или реального вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
  • дополнительное рассмотрение при определении срока исполнения контролируемым лицом решения контрольного (надзорного) органа, связанного с расходованием денежных средств, вопроса об учете его имущественного и финансового положения
ст. 14 Закона № 248-ФЗ

 

Стоит отметить, что в первоначальной редакции законопроекта, внесенного в Госдуму, дополнительно было упомянуто еще несколько принципов, которые не нашли отражения в принятом законе. Речь идет о принципах:

  • недопустимости множественного госконтроля (надзора), муниципального контроля, который запрещает проведение госконтроля (надзора), муниципального контроля с целью оценки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контрольно-надзорными органами в отношении одного и того же контролируемого лица;
  • результативности и эффективности госконтроля (надзора), муниципального контроля, согласно которому госконтроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба), он должен осуществляться в случае недостаточности или неэффективности негосударственных форм обеспечения соблюдения обязательных требований (в этом принципе была заложена идея о необходимости достижения контрольно-надзорными органами максимального уровня общественно значимого результата своей деятельности с использованием наименьшего объема трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов, а также запрет установления ключевых показателей видов контроля, основанных на количестве проведенных контрольно-надзорных и профилактических мероприятий, количестве выявленных нарушений и количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности);
  • объективности госконтроля (надзора), муниципального контроля, предусматривающего, что решения контрольно-надзорного органа, действия его должностных лиц должны быть объективны и подтверждаться фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию – вместо отдельного принципа такая норма стала частью принципа обоснованности, равно как и недопустимость при организации и осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля необоснованного принятия решений и необоснованного совершения действий (бездействия) должностными лицами контрольно-надзорного органа.

Кроме того, по сравнению с первоначальной редакцией законопроекта в принятых нормах нет указания на необходимость оценки должностными лицами контрольно-надзорного органа доказательств на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех обстоятельств в их совокупности, руководствуясь законодательством. В процессе доработки проекта были исключены и такие положения: «Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Все сомнения в нарушении обязательных требований, в том числе причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, толкуются в пользу контролируемого лица».


ЕДИНЫЙ ЦЕНТР ЭКОЛОГИИ И ДЕЗИНФЕКЦИИ

Комплексные санитарно-экологические услуги