С 1 января 2021 года вступили в действие новые «Правила оказания услуг общественного питания", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 1515 от 21.09.2020. Срок их действия до 01.01.2027.
В отличие от прежних Правил, где оказание услуг общепита привязывалось к соответствующим местам – кафе, ресторанам, барам, столовым и т.д., новые нормы дают иное определение таких услуг: изготовление продукции общепита, создание условий для ее потребления и реализации (а также иной пищевой и непищевой продукции) как на месте, так и вне места изготовления - по заказам.
Цена на услуги общественного питания должна определяться стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте). Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включённые в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг (п.19). Если это правило исполнитель нарушит, и добавит их в счет, потребитель вправе не оплачивать навязываемые ему платежи сверх прейскуранта, а если они оплачены, - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Заведению разрешается предлагать посетителям различные дополнительные услуги, например, по организации досуга. При этом следует четко указать или их стоимость, или безвозмездный характер и предоставить возможность ознакомиться с необходимой информацией о таких услугах.
В новых Правилах предусмотрена возможность направления клиенту бланка строгой отчетности или чека в электронной форме (п. 17).
Предприятия общественного питания обязаны обеспечить посетителю возможность проверить массу/объем поданных блюд и напитков. Данное правило применялось и ранее, однако с 1 января 2021 года оно действует с уточнением – организация общественного питания обязана предоставить потребителю необходимые средства измерения для проверки (п.18).
В случае неисполнения предварительного заказа в оговоренный срок, потребитель имеет возможность потребовать снижения цены на заказанные блюда, либо отказаться от них (без оплаты).
Отказ заведения или клиента от исполнения договора возможен в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и другими нормами российского гражданского законодательства (п.21).